Черновцы - Центральная площадь: история застройки, архитектурный ансамбль, веб камера.

Туристический путеводитель
  Резиденция митрополитов (Университет)  
  Экскурсии  
+38

Центральная площадь

Центр Черновцов олицетворяет Центральная площадь, в прошлом площадь Рынок или Рингпляц, которая является сердцем города вот уже почти два столетия. Площадь, в самом деле, является центральной – от неё как лучи расходятся во все стороны почти все главные улицы города: Головная, Русская, Университетская, И. Франка, О. Кобылянской и др.

Идея создания площади родилась у самого австрийского цисаря Йосифа ІІ. В 1786 г. во время посещения Черновцов он предложил создать на тогдашней южной окраине города просторную площадь, где работал бы рынок и можно было бы проводить ярмарки. Но из-за того, что тогда на том месте находились разрозненные участки десятка горожан, которые местной власти пришлось выкупать, создание площади продвигалось медленно. Впрочем, уже приблизительно с 1790 г., еще до окончания обустройства площади, здесь появляется торжище, которое на много лет определило её характер и закрепило за ней название «Рингпляц». А уже по крайней мере в первые десятилетия ХІХ в. площадь получила статус главной, о чем указал цисар Франц I в своем дневнике во время путешествия по городу в августе 1817 г.


Городская ратуша

Архитектурный ансамбль площади Рынок, который начал формироваться на рубеже XVIII-ХІХ вв., стал олицетворять новый облик города. Однако действительно европейский вид площадь приобрела лишь после сооружения здесь в 40-х годах ХІХ в. ратуши, которая навсегда закрепила за ней статус центра Черновцов и главного места городской жизни.

Разговоры о строительстве городской ратуши велись с 1825 года и лишь 19 апреля 1843 г. в присутствии уважаемых гостей из столицы был заложен первый камень в фундамент будущего магистрата. Строительные работы велись под руководством окружного инженера Адольфа Марина и присмотром камерального архитектора Андреаса Микулича. За 4 года в центре Черновцов появилось сооружение в стиле позднего классицизма с высокой башней и внутренним двориком. По старой европейской традиции ратуша сочетает два объема: большой горизонтальный объем самого здания с акцентированным на фоне фасада ризалитом, который завершается рельефным щитом с гербом города; и вертикальный объем в виде 50-метровой двухъярусной башни с балконом и часами. По этим часам магистрат долгие годы сверял время с Веной, аж пока Черновцы не получили самоуправление.

С балкона, который со всех сторон окружает башню, хорошо видно старый город. Конечно, балкон в те времена не служил площадкой для осмотра окраин, а имел абсолютно практическое предназначение: был местом пожарного дозора. Сегодня с балкона башни каждый день, ровно в 12, на все четыре стороны города звучит мелодия «Марички», которую играет трубач в буковинском народном костюме.

Шпиль башни с медным позолоченным шаром в австрийский период увенчивала «птичка» – двуглавый габсбургский орел. В годы Первой мировой войны, когда город неоднократно переходил из рук у руки, «птичку» демонтировали. С того времени на шпиле поменялось немало флагов, как и надписей на фронтоне здания. Но ратуша неизменно служила горожанам центром городского самоуправления.


Художественный музей

В течение 1900-1901 гг. рядом с ратушей появилось импозантное трехэтажное строение дирекции Буковинской сберегательной кассы, в котором сегодня находится художественный музей. Оно было построено по проекту талантливого ученика Отто Вагнера – венского архитектора Губерта Гесснера. Это здание справедливо считается классическим образцом венской сецессии, одним из наиболее изысканных памятников модерна в Центрально-Восточной Европе. Строение имеет четкие симметрии фасада, на фоне которого немного выступает центральный ризалит, увенчивающийся аттиком с двумя скульптурами по краям. Среди декора фасада выделяется майоликовое панно, которое украшает верхнюю часть центрального ризалита. На панно изображены аллегорические фигуры, символизирующие провинции Австро-Венгрии. Буковина на нем представлена юношей в козьей шкуре. Недавно на фасаде художественного музея появился памятник букету роз, которыми, как поговаривают, когда-то подметали улицы Черновцов.

Художественный музей впечатляет не менее утонченной красотой интерьеров, в оформлении которых виртуозно сочетаются скульптура, живопись, лепнина, витражи, художественный металл. Во внутреннем декорировании здания принимал участие известный украинский художник Николай Ивасюк. Его кисти принадлежит картина на мифологический сюжет, которая до сих пор украшает потолок.

Общее количество экспонатов музея превышает 8400. Здесь создана коллекция уникальных буковинских народных образов и икон на стекле XIX–XX вв., буковинских народных ковров XIX–XX вв., буковинских и гуцульских писанок. В музее сберегаются такие редкостные экспонаты, как композиция «Страшный суд», буковинские иконы XVII–XX вв., а также старопечатные книги, среди них «Апостол» 1632 г. Экспозиция художественного музея дает возможность проследить развитие живописи на Буковине на протяжении двух последних столетий. Классическая школа представлена полотнами Юстина Пигуляка, Николая Ивасюка, Евгения Максимовича, Августы Кохановской и других художников, чьи произведения украшают музеи и картинные галереи многих европейских городов.


Бывшие отели

В австрийский период ряд домов Центральной площади были отелями и ресторанами. Наиболее известный среди них был отель «Под Чёрным Орлом» – сегодняшний главный корпус торгово-экономического института. В ресторане отеля любили собираться черновицкие «сливки общества», а его зал служил сценой для театральных спектаклей. Как свидетельствует мемориальная доска на фасаде, здесь в 1860 г. молодой Юрий Федькович познакомился с произведениями Тараса Шевченко, и с тех пор посвятил себя служению украинской литературе.

Напротив бывшего отеля «Под Чёрным Орлом» в 1910 г. появилось роскошное пятиэтажное здание отеля «Золотой Лев». Сегодня здесь разместились магазины и жилые помещения, а также кафедры и общежитие университета. О бывшем отеле напоминает лишь барельеф льва, который застыл стоя в геральдической позе вверху на фасаде угловой башни.

Несмотря на свою давнюю историю, ансамбль Центральной площади обрёл своё завершение совсем недавно. В мае 1999 г. здесь был торжественно открыт монумент Тарасу Шевченко. Кстати, решение установить в городе памятник украинскому национальному пророку Черновицкий городской совет принял ещё в 1914 г., по случаю столетнего юбилея от дня рождения Кобзаря.


Отзывы

Саша,  23.09.2015
Шановний Дмитро!
Почитайте книгу «Місто моє любові» Василя Селезінки, яку можна скачати зі сторінки «галерея». Частина І, глава «Чернівецький Олімп», стор. 64.
Щодо жінки у білому – цитата: «у білих шатах - Юнона, дружина Юпітера, жіноча його іпостась, цариця всіх богів та людей, покровителька успіху. Плющ у її руці - символ єдності всіх провінцій. Вона уособлює ерцгерцогство Нижня Австрія зі столицею Віднем».

Дмитро,  23.09.2015
Буковина на майоліковому пано зображена аж ніяк не юнаком у шкурі, а жінкою у білому одязі, яку обіймає крилами помаранчевий янгол Австро-Угорщини. Довести це дуже легко: у жінки на грудях - герб Буковинського герцогства, голова бика на червоно-синьому тлі.

влад,  19.10.2014
Клево

lord 1,  23.06.2014
много полезной информации пожалуй один из самых интересных сайтов про мой город

кармела,  09.12.2013
це просто супер

Ваше имя
Комментарий
Введите код